Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Российский рынок судового оборудования, иллюминаторов и дельных вещей

показатель импорта к 2020 году должен быть снижен до 10%

Смежные рынки: Рынок судовых систем водоподготовки и водоочисткиРоссийское промысловое судостроение

Судостроительная промышленность является одной из крупнейших машиностроительных отраслей российской экономики. Она ориентирована, прежде всего, на строительство военных кораблей, характеризуется ведущей ролью государства, а ключевой объем заказов составляет гособоронзаказ и экспортное строительство военных кораблей. По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", в общем объеме заказов военное кораблестроение в 2017 году в количественном выражении заняло ░░%, в стоимостном – 75%. В тоже время в последние годы за счет различных мер господдержки развивается и гражданское судостроение. По оценке Минпромторга, в период с 2010 по 2018 год в России было построено более тысячи гражданских судов и морской техники. В 2017 году возобновилось строительство пассажирского круизного и рыбопромыслового флота.

Доля гражданского и военного судостроения в РФ

Таким образом, наблюдающееся в настоящее время формирование российскими судовладельцами портфеля заказов на новые типы судов пассажирского, рыболовного, транспортного флотов в 2018-2020 годах позволит продолжить рост доли гражданского флота в стоимости и числе сданных судов.

До введения санкций на многих строящихся и модернизируемых кораблях активно применялись импортные комплектующие и материалы. От ░░ до 80% комплектующих изделий закупалось за рубежом, а по некоторым проектам – до 90%.

Практически все суда на российских верфях строятся по проектам зарубежных конструкторских бюро, соответственно, даже несложное судовое комплектующее оборудование в проекте ориентировано на иностранного производителя и импортируется. При отсутствии конкурентных вариантов стоимость такого оборудования оказывается значительно выше возможного отечественных аналогов.

Согласно Приказу Минпромторга России № 661 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ», фактический показатель доли судового оборудования и дельных вещей характеризуется по состоянию на 2015 год в 70% и должен быть снижен к 2020 году до максимального планового показателя доли импорта в 10%.

Крупнейшими иностранными производителями дельных вещей, поставляемой в Россию, являются компании Bohamet S.J. (Польша), Meblomor S.A. (Польша), Schoenrock Hydraulik Marine Systems Gmbh (Германия), Huanan Building Materials (Shenzhen) ░░░░░░░░░░░░ (Китай), ░░░░░░░░░░░░ (Корея), ░░░░░ (Корея). Между тем в России на рынке судовых дельных вещей и оборудования представлены как предприятия, обеспечивающие комплексные поставки российской и зарубежной продукции, так и внутренние производители, которые осуществляют выпуск отдельных видов продукции. По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", в сегменте дельных вещей наибольшее число предприятий производит судовые двери, на втором месте – иллюминаторы, люки и крышки люков, их производят и поставляют более ░░% игроков рынка, более 50% компаний осуществляют поставки систем зашивки и полы, более ░░% компаний делают мебель, санитарные кабины.

Импортеры судовых дельных вещей в РФ

В сегменте судовой мебели производством композитной судовой мебели занимаются ООО «МКС», ООО «Флагман», ООО «░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ООО «░░░░░░░░░░░░░░«░░░░░░░░░░░░», ООО «ТД «░░░░░░░░░░░░░░». Некоторые судостроители сами освоили производство дельных вещей, например, ОАО «░░░░░░░░░░░░░░«░░░░░░░░░░░░░░░░░░» и ОАО «░░░░░░░░░░░░░░░░». Но очевидно, что судостроители занимаются изготовлением судовой мебели в первую очередь для удовлетворения потребностей собственных судостроительных производств.

В этом отношении показательной является деятельность АО «Гесер» (Ленинградская обл.), производственный комплекс которого, с учетом проводимых модернизаций и расширения, позволяет в настоящее время производить всю номенклатуру дельных вещей для оснащения судов: двери внутреннего и наружного контура, иллюминаторы, композитную и металлическую мебель, системы модульной зашивки, крышки и люки.

Весной 2018 года Фонд развития промышленности АО «Гесер» одобрил льготный заём на открытие производства упрочненных иллюминаторов для военного и гражданского судостроения. АО «Гесер» рассматривает два способа упрочнения стекла: термическое и химическое. Реализация проекта позволит производить иллюминаторы меньшего веса: стекло номиналом 15 мм может быть заменено на более тонкое – 10 мм за счет внедрения в том числе неиспользуемых в России технологий по упрочнению стекла, а также расширить ассортимент за счет выпуска иллюминаторов и систем остекления рубочных кабин из пулестойкого стекла.

Крупнейшие иностранные производители продукции, поставляемой в Россию, – это польские компании Bohamet, Meblomor и Polish Baltic Company, Schoenrock Hydraulik Marine Systems (Германия), Bofor Marine Equipment (Турция), Wuxi Hailian Marine Fittings (Китай).

Импортеры судовых иллюминаторов в РФ

По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", предполагается, что с вводом нового производства совокупная доля этих и прочих зарубежных игроков на российском рынке иллюминаторов снизится с нынешних 30-35% до 4-7%.

Читайте нас в Telegram