Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок маломерных моторных судов

в 2019 году двукратный рост рынка в денежном выражении

Маломерные моторные суда – это плавательные средства водоизмещением до 80 регистровых тонн, длиной не больше 20 метров, пассажировместимостью до 12 человек, со стационарным мотором до 75 л.с. или подвесным без ограничения мощности.

Объем и структура рынка

Совокупный объем российского рынка маломерных моторных судов в 2019 году составил ░░ ед. в натуральном выражении и ░░░░ млн руб. в стоимостной оценке. Преимущественную часть рынка стабильно занимает импортная продукция – ее доля варьируется около 60% в натуральном выражении, и 77% в стоимостном. В 2019 году зарубежные суда составили 63% рынка. Российскими компаниями в 2019 году было произведено ░░ маломерных судов (доля экспорта в производстве 33%) стоимостью ░░░░ млн руб. Доля российского производства на внутренний рынок составила 37%.

Структура рынка маломерных судов

Динамика рынка маломерных моторных судов демонстрирует снижение показателей в натуральном выражении (среднегодовой темп роста -27%) и рост в стоимостном (темп роста около 21%). Неустойчивость динамики рынка обуславливается длительным сроком эксплуатации маломерных судов, что снижает потребность в обновлении флота, а также высокой ценой на новые плавучие средства, закрывая доступность для многих групп потребителей. Рост показателей рынка в стоимостном выражении свидетельствует о закупках более дорогих судов из сегмента высокого класса.

Рынок маломерных судов

Если рассматривать распределение маломерных судов по материалу корпуса, то основную долю занимают суда с корпусом из стали (34%). На втором месте – алюминиевые (░░%). Также популярны суда из композитных материалов (стеклопластик) – ░░%.

Структура рынка маломерных судов по материалу корпуса

Импорт и экспорт маломерных моторных судов

Общий объем импорта маломерных моторных лодок за 2019 год составил ░░ единиц на сумму ░░░░ млн руб. Япония является безусловным лидером по поставкам маломерных судов в натуральном исчислении – ░░% от общего объема импорта. Самыми крупными поставщиками страны являются: Yamaha, Yanmar, ░░░░, ░░░░ и ░░░░. Значимую долю в ░░% в импорте 2019 года также занимают суда из США таких брендов, как Nautique Boat Company, ░░░░░░ и ░░░░░░░░░░.

Структура импорта маломерных судов

Экспорт в 2019 году составил ░░ единиц флота рассматриваемой категории, что в стоимостном выражении оценивается в ░░ млн руб. Структура поставок показывает, что в 2019 году наибольшее число судов было поставлено в Латвию. При этом Белиз стал лидером среди стран-получателей экспортных судов по стоимостной оценке.

Производство маломерных моторных судов в России

Российское производство маломерных моторных судов показывает отрицательную динамику: по данным Российского речного регистра в 2018 году на отечественных верфях было построено ░░░ единиц флота, что на 2% меньше показателя 2017 года – ░░ единиц. В 2019 году объем производства составил ░░░ судов – почти в 2 раза меньше показателя 2018 года. Неустойчивая динамика производства обуславливается удовлетворением возникающей потребности в обновлении флота с помощью использования бывших в употреблении судов.

Основными российскими судостроителями, осуществляющими производство маломерного флота, являются:

Потребление маломерных моторных судов

Спрос на маломерные суда формируют как частные лица, так и предприятия, в том числе государственного сектора:

  • Рынок B2C

Частные лица формируют спрос на легкие катера, используемые для туризма, отдыха, развлечений. Наибольшей популярностью пользуются скоростные глиссерные катера из металла или стеклопластика. В основном их приобретают для непродолжительных прогулок по воде.

  • Рынок B2B

Основные сегменты потребления маломерных судов на рынке B2B: торговые компании, осуществляющие продажу маломерных судов, туристические компании, компании по перевозке пассажиров, рыболовные компании, органы обороны и надзора, и другие.

  • Рынок B2G

Среди потребителей маломерных судов в сегменте B2G: Министерство Обороны, МЧС, ФСБ и ФСО, Министерство природных ресурсов и экологии.

Инвестиционные проекты в области строительства маломерного флота

По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в настоящее время в отрасли судостроения маломерного флота на стадии проектирования и модернизации находятся более 20 инвестиционных проектов.  Ниже представлены некоторые из них:

Инвестиционные проекты в отраслях производства маломерных моторных судов

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство патрульных катеров специального назначения ПК 1200 «Сапфир» проекта 04190 в количестве 2 судов на мощностях ООО «Кингисеппский машиностроительный завод»

РОСТРАНСНАДЗОР Санкт-Петербург 96 млн руб. Предпроектные проработки 2020-2023

Строительство рабочих катеров длиной до 3,5 м по заказам 05707 и 05708 для атомного ледокола пр. 22220 на мощностях завода ООО «ФЕРРУМЛЕНД»

АО «БАЛТИЙСКИЙ
ЗАВОД»
Санкт-Петербург 52 млн руб.

под заказ 05707:
Строительство (нулевой цикл)

под заказ 05708:
Предпроектные проработки

2020-2021

Строительство скоростного катера 15МJ на мощностях ООО «Озерная Верфь»

ООО «ОЗЕРНАЯ
ВЕРФЬ»
Ленинградская
область
50 млн руб.

Строительство (нулевой цикл)

2014-2021

Строительство рабочих катеров пассажировместимостью 6 чел. по заказу 05707 для атомного ледокола пр. 22220 на мощностях завода ООО «ФЕРРУМЛЕНД»

АО «БАЛТИЙСКИЙ
ЗАВОД»
Санкт-Петербург 22 млн руб.

1ое судно:
Строительство (нулевой цикл)

2ое судно:
Предпроектные проработки

2020-2021

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на февраль 2021 года

Тенденции развития рынка  

Внедрение полимерных и композиционных материалов является одним из приоритетных направлений развития инновационных технологий судостроения, особенно маломерного: тенденции показывают, что пластмассовые композиты становятся самым популярным сегодня материалом для постройки маломерных судов. Около 90% зарубежного малотоннажного флота составляют лодки, катера, яхты с корпусами из стеклопластика. При этом строятся не только корпуса кораблей, яхт, катеров, гребных лодок, гидроциклов, но и другие судовые элементы, например, корпусные конструкции: надстройки, палубы, переборки, конструктивные связи или крыши.

Читайте нас в Telegram