Рынок маломерных моторных судов
в 2019 году двукратный рост рынка в денежном выраженииМаломерные моторные суда – это плавательные средства водоизмещением до 80 регистровых тонн, длиной не больше 20 метров, пассажировместимостью до 12 человек, со стационарным мотором до 75 л.с. или подвесным без ограничения мощности.
Объем и структура рынка
Совокупный объем российского рынка маломерных моторных судов в 2019 году составил ░░ ед. в натуральном выражении и ░░░░ млн руб. в стоимостной оценке. Преимущественную часть рынка стабильно занимает импортная продукция – ее доля варьируется около 60% в натуральном выражении, и 77% в стоимостном. В 2019 году зарубежные суда составили 63% рынка. Российскими компаниями в 2019 году было произведено ░░ маломерных судов (доля экспорта в производстве 33%) стоимостью ░░░░ млн руб. Доля российского производства на внутренний рынок составила 37%.
Динамика рынка маломерных моторных судов демонстрирует снижение показателей в натуральном выражении (среднегодовой темп роста -27%) и рост в стоимостном (темп роста около 21%). Неустойчивость динамики рынка обуславливается длительным сроком эксплуатации маломерных судов, что снижает потребность в обновлении флота, а также высокой ценой на новые плавучие средства, закрывая доступность для многих групп потребителей. Рост показателей рынка в стоимостном выражении свидетельствует о закупках более дорогих судов из сегмента высокого класса.
Если рассматривать распределение маломерных судов по материалу корпуса, то основную долю занимают суда с корпусом из стали (34%). На втором месте – алюминиевые (░░%). Также популярны суда из композитных материалов (стеклопластик) – ░░%.
Импорт и экспорт маломерных моторных судов
Общий объем импорта маломерных моторных лодок за 2019 год составил ░░ единиц на сумму ░░░░ млн руб. Япония является безусловным лидером по поставкам маломерных судов в натуральном исчислении – ░░% от общего объема импорта. Самыми крупными поставщиками страны являются: Yamaha, Yanmar, ░░░░, ░░░░ и ░░░░. Значимую долю в ░░% в импорте 2019 года также занимают суда из США таких брендов, как Nautique Boat Company, ░░░░░░ и ░░░░░░░░░░.
Экспорт в 2019 году составил ░░ единиц флота рассматриваемой категории, что в стоимостном выражении оценивается в ░░ млн руб. Структура поставок показывает, что в 2019 году наибольшее число судов было поставлено в Латвию. При этом Белиз стал лидером среди стран-получателей экспортных судов по стоимостной оценке.
Производство маломерных моторных судов в России
Российское производство маломерных моторных судов показывает отрицательную динамику: по данным Российского речного регистра в 2018 году на отечественных верфях было построено ░░░ единиц флота, что на 2% меньше показателя 2017 года – ░░ единиц. В 2019 году объем производства составил ░░░ судов – почти в 2 раза меньше показателя 2018 года. Неустойчивая динамика производства обуславливается удовлетворением возникающей потребности в обновлении флота с помощью использования бывших в употреблении судов.
Основными российскими судостроителями, осуществляющими производство маломерного флота, являются:
- ЗАО «Пелла-Фиорд»;
- ООО «СРЗ «Преголь»;
- ПАО «Чкаловская судоверфь»;
- ООО «░░░░░░»;
- ООО «░░░░░░»;
- АО «░░ «░░░░»;
- ООО «░░░░░░»;
- ООО «░░░░░░░░»;
- АО «░░░░░░».
Потребление маломерных моторных судов
Спрос на маломерные суда формируют как частные лица, так и предприятия, в том числе государственного сектора:
- Рынок B2C
Частные лица формируют спрос на легкие катера, используемые для туризма, отдыха, развлечений. Наибольшей популярностью пользуются скоростные глиссерные катера из металла или стеклопластика. В основном их приобретают для непродолжительных прогулок по воде.
- Рынок B2B
Основные сегменты потребления маломерных судов на рынке B2B: торговые компании, осуществляющие продажу маломерных судов, туристические компании, компании по перевозке пассажиров, рыболовные компании, органы обороны и надзора, и другие.
- Рынок B2G
Среди потребителей маломерных судов в сегменте B2G: Министерство Обороны, МЧС, ФСБ и ФСО, Министерство природных ресурсов и экологии.
Инвестиционные проекты в области строительства маломерного флота
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в настоящее время в отрасли судостроения маломерного флота на стадии проектирования и модернизации находятся более 20 инвестиционных проектов. Ниже представлены некоторые из них:
Инвестиционные проекты в отраслях производства маломерных моторных судов
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
РОСТРАНСНАДЗОР | Санкт-Петербург | 96 млн руб. | Предпроектные проработки | 2020-2023 | |
АО «БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД» |
Санкт-Петербург | 52 млн руб. |
под заказ 05707: под заказ 05708: |
2020-2021 | |
Строительство скоростного катера 15МJ на мощностях ООО «Озерная Верфь» |
ООО «ОЗЕРНАЯ ВЕРФЬ» |
Ленинградская область |
50 млн руб. |
Строительство (нулевой цикл) |
2014-2021 |
АО «БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД» |
Санкт-Петербург | 22 млн руб. |
1ое судно: 2ое судно: |
2020-2021 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на февраль 2021 года
Тенденции развития рынка
Внедрение полимерных и композиционных материалов является одним из приоритетных направлений развития инновационных технологий судостроения, особенно маломерного: тенденции показывают, что пластмассовые композиты становятся самым популярным сегодня материалом для постройки маломерных судов. Около 90% зарубежного малотоннажного флота составляют лодки, катера, яхты с корпусами из стеклопластика. При этом строятся не только корпуса кораблей, яхт, катеров, гребных лодок, гидроциклов, но и другие судовые элементы, например, корпусные конструкции: надстройки, палубы, переборки, конструктивные связи или крыши.
Читайте нас в Telegram