Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок респираторов (СИЗОД)

12% российского производства уходит на экспорт

Смежные рынки: Рынок защитных медицинских масок

Респираторы – один из видов средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). В данной статье рассматривается сегмент рынка СИЗОД – респираторы-полумаски из нетканных материалов для защиты органов дыхания от пыли, газов, аэрозолей и прочих мелких частиц. В мировой практике введены классы респираторов: FFP1 (Filtering Face Piece - фильтрующая полумаска) фильтруют 85 % аэрозоли в 0,3 мкм, FFP2 (аналог N95) фильтруют 94% аэрозоли 0,3 мкм, FFP3 достигают фильтрации 99 % аэрозоли ⅓ мкм.  

Объем и структура рынка респираторов

Объем рынка респираторов в 2019 году составил ░░ млн штук и ░░ млн руб. Среднегодовой темп роста в периоде 2017-2019 гг. в натуральном выражении составил 20%, в стоимостном – 26,2%. 

Основные натуральные показатели рынка

На рынке респираторов преобладает продукция российского производства, доля по 2019 году составила 91% в натуральном выражении и 85% в стоимостном. Экспортные поставки респираторов составляют больше 12-16% российского производства (16% в натуральном и ░░% в стоимостном), динамика экспортных поставок положительная, темп роста за 2017-2019 годы составил 25%. Импорт на 2019 год составляет ░░% в стоимостной оценке рынка и менее 10% в натуральной. За 2017-2019 годы среднегодовой темп роста импортного сегмента также имел рост порядка 10%, что ниже темпов роста внутреннего производства и экспорта.

В 2020 году спрос на респираторы резко возрос. По данным на начало июня 2020 года, в России в сутки производится около ░░ тыс. шт. ( млн в год), из них ░░░ тыс. (░░░ млн) – это медицинские респираторы. Также в апреле-мае в Россию поступили респираторы из Китая в количестве ░░ млн штук.

Производство респираторов в РФ

Российское производство респираторов динамично развиваясь к 2019 году достигло ░░░ млрд рублей. Уровень конкуренции оценивается как высокий, рынок довольно консолидирован, общее число производителей менее 50, среди лидеров 5-7 компаний.

Производство респираторов  РФ

Производством СИЗОД занимаются многие участники рынка СИЗ. Следует отметить, что для анализа, среди всех производителей СИЗ и спецодежды, выделены компании, которые или специализируются на защите органов дыхания, или эта позиция в ассортименте компании является значимой (по оценкам, на нее приходится большой объем).

Основные российские производители респираторов в 2019 году:

Динамика выручки производителей СИЗОД также демонстрирует рост, в 2019 году он составил 14,5%.

Значимым мировым и российским участником рынка респираторов является компания «3М» (АО «3М Россия» в РФ). Также сильные позиции на рынке занимает ГК Восток–Сервис. Компания является крупнейшим в России и Европе разработчиком, производителем и поставщиком спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ). Бренд СИЗОД - СПИРОТЕК — линия средств защиты органов дыхания, включающая лицевые фильтрующие полумаски, полумаски и полные лицевые маски со сменными фильтрами.

Инвестиционные проекты в отрасли

По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в 2020 году реализуется 3 проекта по созданию или расширению производства респираторов.

Наиболее крупные инвестиционные проекты на рынке респираторов (СИЗОД)

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Расширение производства средств индивидуальной защиты

АО «Сорбент» Пермский край ░░ млн руб. Строительство 2020-2020

Строительство завода респираторов (2-я очередь)

ООО «Респираторный
комплекс»
Ленинградская область ░░ млн руб.

Строительство

2020-2021

Создание производства респираторов

АО «НТМ Групп» Ульяновская область ░░ млн руб.

Строительство

2020-2021

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на июль 2020 года

Тенденции рынка

На развитие рынка респираторов в 2020 году существенное влияние оказало распространение коронавирусной инфекции, в результате чего рынок продемонстрировал существенный рост. До 2020 года респираторы использовались в основном на промышленных предприятиях, где работники подвергаются воздействию опасных производственных факторов и закупались в рамках соблюдения требований охраны труда. В 2020 году на фоне распространения коронавирусной инфекции, ВОЗ рекомендует использовать респираторы со степенью защиты FFP2 и выше, как наиболее надежное средство для защиты от заражения, в результате чего, респираторы получили широкое распространение как в медицинской среде, так и среди обычных людей. Таким образом для производителей и торговых компаний открылся новый канал сбыта – розничный сегмент (продажи частным лицам), также значительно расширился сбыт в медицинские учреждения.

В целом же, основным каналом сбыта респираторов по-прежнему остаются закупки промышленных предприятий. На данный сегмент оказывают влияние такие факторы как: изменение требований к обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; финансовое положение покупателя (например, в условиях кризиса российские предприятия зачастую экономят на СИЗОД, отдают предпочтение более дешевым, обеспечивают работников самым минимальным набором); реализация программ предприятий по изменению подхода к организации охраны труда (внедрение цифровых технологий, «умные» СИЗ, и пр.); промышленные тенденции выражаются в создании фильтрующего респиратора с высокими защитными и эргономическими свойствами, улучшенного дизайна и одновременно с сохранением конкурентноспособной цены.

Последовательные изменения в тендерных закупках СИЗОД (респираторов в том числе) проводимые ключевыми потребителями продолжают оказывать существенное влияние на рынок. В частности, централизация торгов (объединение заявок дочерних предприятиях крупных Холдингов) приводит к увеличению стоимости контрактов, расширению номенклатуры, увеличению сроков контрактов (до 2-3 лет). Всё это в свою очередь приводит к необходимости обеспечить крупные суммы заказов иметь возможность удовлетворить запрос в широкой номенклатуре изделий, гарантировать поставки на протяжении всего срока. По данным Асоциации СИЗ, в сложившихся условиях, участие в конкурсе на сумму 500-700 млн могут позволить себе 15-20 компаний на рынке.

Читайте нас в Telegram