Рынок респираторов (СИЗОД)
12% российского производства уходит на экспортСмежные рынки: Рынок защитных медицинских масок
Респираторы – один из видов средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). В данной статье рассматривается сегмент рынка СИЗОД – респираторы-полумаски из нетканных материалов для защиты органов дыхания от пыли, газов, аэрозолей и прочих мелких частиц. В мировой практике введены классы респираторов: FFP1 (Filtering Face Piece - фильтрующая полумаска) фильтруют 85 % аэрозоли в 0,3 мкм, FFP2 (аналог N95) фильтруют 94% аэрозоли 0,3 мкм, FFP3 достигают фильтрации 99 % аэрозоли ⅓ мкм.
Объем и структура рынка респираторов
Объем рынка респираторов в 2019 году составил ░░ млн штук и ░░ млн руб. Среднегодовой темп роста в периоде 2017-2019 гг. в натуральном выражении составил 20%, в стоимостном – 26,2%.
На рынке респираторов преобладает продукция российского производства, доля по 2019 году составила 91% в натуральном выражении и 85% в стоимостном. Экспортные поставки респираторов составляют больше 12-16% российского производства (16% в натуральном и ░░% в стоимостном), динамика экспортных поставок положительная, темп роста за 2017-2019 годы составил 25%. Импорт на 2019 год составляет ░░% в стоимостной оценке рынка и менее 10% в натуральной. За 2017-2019 годы среднегодовой темп роста импортного сегмента также имел рост порядка 10%, что ниже темпов роста внутреннего производства и экспорта.
В 2020 году спрос на респираторы резко возрос. По данным на начало июня 2020 года, в России в сутки производится около ░░ тыс. шт. (░ млн в год), из них ░░░ тыс. (░░░ млн) – это медицинские респираторы. Также в апреле-мае в Россию поступили респираторы из Китая в количестве ░░ млн штук.
Производство респираторов в РФ
Российское производство респираторов динамично развиваясь к 2019 году достигло ░░░ млрд рублей. Уровень конкуренции оценивается как высокий, рынок довольно консолидирован, общее число производителей менее 50, среди лидеров 5-7 компаний.
Производством СИЗОД занимаются многие участники рынка СИЗ. Следует отметить, что для анализа, среди всех производителей СИЗ и спецодежды, выделены компании, которые или специализируются на защите органов дыхания, или эта позиция в ассортименте компании является значимой (по оценкам, на нее приходится большой объем).
Основные российские производители респираторов в 2019 году:
- «Сорбент», АО и «Зелинский Групп», ООО (Пермский край);
- «░░░░░░░░░░░░░░», ООО (Ленинградская область);
- «░░░░░░░░░░░░░░░░», АО (Тверская область);
- «░░░░░░░░░░░░░░░» (Воронежская область).
Динамика выручки производителей СИЗОД также демонстрирует рост, в 2019 году он составил 14,5%.
Значимым мировым и российским участником рынка респираторов является компания «3М» (АО «3М Россия» в РФ). Также сильные позиции на рынке занимает ГК Восток–Сервис. Компания является крупнейшим в России и Европе разработчиком, производителем и поставщиком спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ). Бренд СИЗОД - СПИРОТЕК — линия средств защиты органов дыхания, включающая лицевые фильтрующие полумаски, полумаски и полные лицевые маски со сменными фильтрами.
Инвестиционные проекты в отрасли
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в 2020 году реализуется 3 проекта по созданию или расширению производства респираторов.
Наиболее крупные инвестиционные проекты на рынке респираторов (СИЗОД)
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
АО «Сорбент» | Пермский край | ░░░ млн руб. | Строительство | 2020-2020 | |
ООО «Респираторный комплекс» |
Ленинградская область | ░░░ млн руб. |
Строительство |
2020-2021 | |
АО «НТМ Групп» | Ульяновская область | ░░░ млн руб. |
Строительство |
2020-2021 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на июль 2020 года
Тенденции рынка
На развитие рынка респираторов в 2020 году существенное влияние оказало распространение коронавирусной инфекции, в результате чего рынок продемонстрировал существенный рост. До 2020 года респираторы использовались в основном на промышленных предприятиях, где работники подвергаются воздействию опасных производственных факторов и закупались в рамках соблюдения требований охраны труда. В 2020 году на фоне распространения коронавирусной инфекции, ВОЗ рекомендует использовать респираторы со степенью защиты FFP2 и выше, как наиболее надежное средство для защиты от заражения, в результате чего, респираторы получили широкое распространение как в медицинской среде, так и среди обычных людей. Таким образом для производителей и торговых компаний открылся новый канал сбыта – розничный сегмент (продажи частным лицам), также значительно расширился сбыт в медицинские учреждения.
В целом же, основным каналом сбыта респираторов по-прежнему остаются закупки промышленных предприятий. На данный сегмент оказывают влияние такие факторы как: изменение требований к обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; финансовое положение покупателя (например, в условиях кризиса российские предприятия зачастую экономят на СИЗОД, отдают предпочтение более дешевым, обеспечивают работников самым минимальным набором); реализация программ предприятий по изменению подхода к организации охраны труда (внедрение цифровых технологий, «умные» СИЗ, и пр.); промышленные тенденции выражаются в создании фильтрующего респиратора с высокими защитными и эргономическими свойствами, улучшенного дизайна и одновременно с сохранением конкурентноспособной цены.
Последовательные изменения в тендерных закупках СИЗОД (респираторов в том числе) проводимые ключевыми потребителями продолжают оказывать существенное влияние на рынок. В частности, централизация торгов (объединение заявок дочерних предприятиях крупных Холдингов) приводит к увеличению стоимости контрактов, расширению номенклатуры, увеличению сроков контрактов (до 2-3 лет). Всё это в свою очередь приводит к необходимости обеспечить крупные суммы заказов иметь возможность удовлетворить запрос в широкой номенклатуре изделий, гарантировать поставки на протяжении всего срока. По данным Асоциации СИЗ, в сложившихся условиях, участие в конкурсе на сумму 500-700 млн могут позволить себе 15-20 компаний на рынке.
Читайте нас в Telegram