Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок косметических средств по уходу за кожей лица и тела вырастет на 7%

Смежные рынки: Рынок профессиональных моющих средствРынок бытовых моющих и чистящих средств

В косметическую продукцию по уходу за кожей лица и тела включаются разнообразные средства, которые можно объединить в следующие группы по назначению: средства для ванны и душа, средства по уходу за кожей, средства по уходу за волосами, средства по уходу за полостью рта, солнцезащитные средства.

Рынок парфюмерно-косметических товаров является одним из наиболее стабильных экономических рынков в мире.

Объем и структура рынка

Россия занимает около 3% от мирового оборота парфюмерно-косметических товаров. Отечественный рынок косметических средств сегодня является четвертым по размеру в Европе, уступая только Англии, Германии и Франции.

Совокупный объем рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела в 2018 году составил 194 млрд руб. или порядка 2,4 млрд ед. продукции.

Динамика рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ

На протяжении последних лет сегмент постоянно развивался за счет улучшения благосостояния населения, увеличения числа специализированных магазинов и профильных торговых сетей. В период с 2012 по 2018 год рост рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ составил порядка 70%. В перспективе 2020-2022 года ожидается стабильный ежегодный прирост в среднем на 7%.

Структура рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ

В структуре рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ 65% приходится на внутреннее производство, что составляет более 1,7 млрд ед. продукции (ок. 153 млрд руб.), на долю импорта приходится 35% – более 850 млн ед. продукции.

Структура рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ по назначению

Наибольшая доля в натуральной величине рынка косметических средств по уходу за кожей лица и тела приходится на средства по уходу за волосами – 39%, что составляет более 900 млн ед. продукции. Также значительная доля рынка приходится на товары для ухода за кожей и за полостью рта – по 29% соответственно.

Импорт и экспорт

Динамика импортных поставок косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ имеет восходящий тренд. С 2017 по 2018 год объем продукции, ввозимой на территорию РФ, увеличился на 9%, при этом в стоимостном выражении поставки выросли на 18%.

Общий объем ввоза косметических средств по уходу за кожей лица и тела в 2018 году составил более 858 млн шт. на сумму 49 млрд руб.

Структура импорта косметических средств по уходу за кожей лица и тела в РФ по производителям

Наибольшая доля импорта косметических средств по уходу за кожей лица и тела приходится на компанию Colgate-Palmolive – 25%, объем импортируемой продукции составляет более 40 тыс. тонн. Незначительно меньший объем продукции поставляет в Россию компания S.C. Detergenti (ТМ Head&Shoulders, Pantene, Wella) – доля производителя составляет 16%. Компании Procter&Gamble, Johnson & Johnson и L'Oreal импортируют по 6% продукции в категории косметических средств по уходу за кожей лица и тела.

За исследуемый период 2017-2018 гг. рост объема экспорта косметических средств составил 6% при оценке в натуральном выражении, в стоимостной оценке экспорт увеличился на 13% и составил более 8 млрд руб.

Крупнейшими экспортерами являются российские представители международных концернов Colgate, Unilever, Organic, L’Oreal, Avon, однако также в топ-10 крупнейших экспортеров вошли такие российские компании, как ООО «Еврокосмед-Ступино», ООО «Натура Сиберика», ООО «Первое решение», АО «Невская косметика» и АО «Фаберлик».

Производители на рынке

Российское производство косметических средств является развитой отраслью промышленности: на рынке действует большое количество производителей, как достаточно крупных по объему выпускаемой продукции, так и микропредприятий.

Крупнейшими производителями косметических средств по уходу за кожей лица и тела в России являются АО «Невская косметика» (ТМ «Ушастый нянь», «Новый Жемчуг», «Ворожея», «Тип-Топ» и др.), АО «Фаберлик», ОАО «ПКК Весна» (ТМ «Absolut», «Зайка моя», «Весна», «Капля» и др.), ООО «Еврокосмед-Ступино» (ТМ «R.O.C.S.»), ООО «Натура Сиберика», ООО «Органик Фармасьютикалз» (ТМ Splat), ООО «Первое решение» (ТМ «Рецепты бабушки Агафьи», «Planeta Organica» и др.)

Потребители продукции

Основной целевой аудиторией косметических средств являются женщины в возрасте от 18 до 65 лет, приобретающие продукцию преимущественно в профильных парфюмерно-косметических магазинах. На втором месте по популярности находятся такие точки продаж, как супермаркеты и гипермаркеты. Третье-четвертое места делят небольшие магазины самообслуживания и распространение по каталогу (mlm-сегмент). Доля интернет-магазинов не велика, но этот сегмент показывает значительный рост.

Инвестиционные проекты в отрасли

По данным портала «Инвестиционные проекты России» https://investprojects.info/, в настоящее время в отрасли производства косметических средств на стадии планирования и реализации находится 2 инвестиционных проекта – модернизация и расширение аэрозольного завода АО «Арнест» в Ставропольском крае (объем инвестиций 10,4 млрд руб.) и создание производства парфюмерно-косметической продукции ООО «Биофармлаб» в Московской области (объем инвестиций 400 млн руб.).

Тенденции развития рынка

Косметическая индустрия — одна из самых быстрых с точки зрения обновления ассортимента. Каждый год запускается значительное количество инноваций, компании, в среднем, полностью ротируют ассортимент примерно раз в три года.

Косметические продукты, предназначенные для борьбы со старением кожи, становятся ключевыми на рынке. Такие продукты, как правило, содержат растительные компоненты и биокомплексы и становятся все более узкоспециализированными.

Наиболее значимые тренды на российском рынке косметических средств по уходу за кожей лица и тела: наукоемкость, технологичность, натуральность, этичность производства, в том числе минимизация воздействия на окружающую среду.

Рост рынка прежде всего будет определяться состоянием уровня жизни населения: при его повышении можно будет ожидать увеличения потребления товаров непервой необходимости, к которым относится косметика.

Описание проекта, для которого проводилось исследование.