Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок биологически-активных добавок к пище (БАД) остается импортозависимым

Смежные рынки: Рынок белково-витаминных добавок для кормов

Рынок биологически активных добавок (БАДов) является с одной стороны одним из сегментов фармацевтического рынка, а с другой стороны специализированным сегментом рынка пищевой продукции. К БАДам относятся витаминные комплексы, травяные сборы.

Объем и структура рынка БАДов

Рынок БАДов в России имеет положительную динамику. По оценочным данным ПКР, в 2018 году объем российского рынка БАДов в натуральном выражении составил 18,0 тыс. тонн, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 10,4% (с 16,3 тыс. тонн).

Объем рынка БАДов в 2018 году в ценах производителей составил 26,2 млрд руб. (в розничных ценах – 61,1 млрд руб.). Рост показателя за год оказался на уровне 26,5% (в ценах производителей) и 13,7% (в розничных ценах).

По итогам 2018 года импортные поставки БАДов в РФ составляют от суммарного объема российского рынка 68% в натуральном и 87% в стоимостном выражении.

Структура рынка БАД в РФ 

Основными каналами распространения БАДов в РФ являются аптеки и mlm-сети, при этом доля продаж в аптеках значительно превышает долю продаж через прямые продажи. Кроме того, БАДы распространяются через продуктовые сети и сети дрогери (droguerie), однако пока доля этих каналов в продажах БАДов крайне незначительна.

По данным на 2018 год, в аптеках сбывается около 80% БАДов, 15% приходится на mlm-сети, остальное на прочие точки продаж (в стоимостной оценке).

Так как основной объем продаж БАДов осуществляется через аптеки, рассмотрим структуру аптечных продаж БАДов по видам добавок по данным DSM. Более 30% занимают БАДы общего назначения. В эту категорию попадают БАДы действующие на весь организм; поддерживающие функцию иммунной системы; применяемые для лечения и профилактики онкологических заболеваний (кроме опухолевых заболеваний репродуктивной системы); применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях.

Структура аптечных продаж БАДов по видам продукции

Игроки рынка

На рынке БАДов РФ присутствуют следующие игроки:

  • Российские фармацевтические производители;
  • Иностранные фармацевтические производители, работающие через официальные представительства в РФ;
  • Фармацевтические дистрибьюторы, распространяющие продукцию как российских, так и иностранных производителей;
  • Сетевые компании, mlm-компании, компании прямых продаж;
  • Аптечные сети;
  • Другие точки розничной продажи (сети дрогери, продовольственные сети, магазины спортивного питания и т.д.);
  • Интернет-магазины (несмотря на существующий в РФ запрет на распространение БАДов через интернет).

В широком смысле, с точки зрения игроков рынок БАДов следует разделять на два ключевых сегмента: игроки рынка аптечных продаж и mlm-сети, так как эти сегменты отличаются в подходе к клиенту, в торговой политике, часто в ассортименте, и главное по принципу распространения продукции.

 

Основные игроки рынка БАДов в РФ 

Распространителями БАДов является оптовые компании (дистрибьюторы), аптеки, другие точки розничной продажи, и непосредственно люди, когда речь идет о прямых продажах по схеме сетевого маркетинга.

В России несколько тысяч компаний, которые занимаются оптовыми поставками фармацевтической продукции, многие из них поставляют также БАДы. Значимых компаний, с выручкой более 5 млрд руб. на рынке около 1000. Крупнейшими являются:

  • ЗАО «ЦВ Протек» (Москва);
  • АО «Катрен» (Новосибирск);
  • ООО «ФК ПУЛЬС» (Московская обл.);
  • ООО «Фармкомплект» (Нижний Новгород).

Производство БАДов

В РФ многие фармацевтические компания осуществляют производство БАДов. Среди производителей, специализирующихся на производстве именно БАД, лидером является компания «Эвалар». Прочие крупные производители БАД являются фармапроизводителями широкого спектра продукции, при этом предприятия могут наряду с БАДами выпускать лекарственные средства – и это встречается наиболее часто, так и осуществлять производство лечебной косметики, фито-препаратов и прочих нефармацевтических продуктов.

Основные производители БАДов в РФ:

  • АО «Эвaлaр» (Алтайский край);
  • АО «Отисифарм» (Москва);
  • ООО «Аквион» (Москва);
  • STADA (АО «Нижфарм» Москва);
  • ООО «Оболенское» (Московская область, г. Оболенское);
  • ПАО «Диод» (Москва);
  • ООО «В-Мин» (Московская область);
  • АО «Мираксбиофарма» (Москва);
  • АО «Санофи Россия» (Москва);
  • ООО «Арнебия» (Москва);
  • АО «Алтайвитамины» (Алтайский край).

Потребление БАДов

По данным агентства DSM Group, на сегодняшний день в РФ регулярно употребляют БАДы только 3% населения и 15% делают это периодически. Для сравнения – в Японии до 90% населения потребляет биодобавки, в Индии – 75% жителей, в Китае – 67% населения, а для США этот показатель составляет 66%.

Сравнительно низкие объемы потребления БАДов в РФ связаны с низким уровнем доверия потребителей к эффективности средств. Кроме того, в России и со стороны врачебного сообщества наблюдается сдержанное отношение к БАДам.

При этом у рынка БАД есть хорошая перспектива из‑за «омоложения» целевой аудитории. По данным компании «Квайссер Фарма», с каждым годом растет число молодых и платежеспособных потребителей биодобавок, в то время как раньше основной категорией покупателей были женщины старше 40 лет. Однако у этой новой молодой аудитории есть одна специфическая особенность — они зачастую предпочитают приобретать БАДы онлайн, а не идти за ними в аптеку.

Инвестиционные проекты в отрасли

По данным портала «Инвестиционные проекты России» (https://investprojects.info/), в сфере производства БАД и витаминов по состоянию на январь 2020 года, в активной стадии находится один проект, приостановлен также один, введены в эксплуатацию с 2013 года – 4.

Инвестиционные проекты в отрасли

Тенденции рынка

Биологически активных добавок находятся на стыке фармацевтики и питания. На российском рынке БАДов представлен большой ассортимент различной продукции. При этом продукция российского производства – это часто фито продукция, продукция на основе продуктов пчеловодства, грибов, сборов, тогда как импортная продукция – это чаще всего биологические добавки, созданные на биохимических производствах.

Доля импортных поставок БАДов продолжает оставаться довольно высокой. Однако, российские производители укрепляют свои позиции и отрасль постепенно замещает импорт.

В странах ближнего зарубежья (в основном речь о странах СНГ), где производство БАДов налажено хуже, чем в РФ, продукция российского производства востребована. Именно благодаря этому наблюдается рост экспортных поставок российских БАДов.

Эксперты рынка отмечают активное развитие интернет-торговли БАДами, при этом такой метод распространения продукции выбирают как представители mlm-сетей (частные лица, распространители продукции), так и производители БАДов.

В рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (Фарма‑2020) положения, касающиеся производства и реализации биологически активных добавок (БАДов) сформулированы во Второй группе мероприятий - «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности». Производство и реализация биологически активных добавок (БАДов) в рамках Стратегии должно осуществляться, посредством диетических добавок и витаминных комплексов. В данном контексте, БАДы должны выпускаться в определенной лекарственной форме (главным образом, пилюля, таблетка, раствор и пр.)

Описание проекта, для которого проводилось исследование.