Рынок гофротары
Интенсивный рост экспортаСмежные рынки: Рынок тарного картона, Рынок меловых, клеевых дисперсий и дисперсных красителей
Тара из гофрированного картона является универсальным, недорогим, экологически чистым, легкоутилизируемым упаковочным материалом. Высокая жесткость коробок из гофрокартона по сравнению с другими видами упаковки и амортизирующие свойства гофротары гарантируют прекрасную защиту продукции, оборудования.
Гофропродукция представляет собой различного вида упаковочные материалы, включая вкладыши, уголки, обечайки и решетки.
Гофрокартон и гофротара широко применяются для упаковки продовольственных и непродовольственных товаров, позволяя хранить и транспортировать оборудование и товары на любые расстояния, а также выполняет функцию дополнительного рекламного носителя.
Объем и структура рынка
По итогам 2020 года всего в мире было потреблено примерно около ░░░ млн т тарной продукции, в то время как в 2000 году объем потребления составлял ░░░ млн т. В десятилетней общемировой перспективе, к 2030 году потребление тароупаковочных видов продукции вырастет на ░░░%.
Производство
В 2021 году в России было произведено ░░░ млрд кв. м тары из гофрированного картона. Относительно данных 2020 года объем производства увеличился на ░░░ млн кв. м, средний рост показателя составил около 7%.
Основной объем тары из гофрированного картона приходится на ящики, или так называемую транспортную тару. Доля продукции данного вида занимает почти ░░░% в общей структуре производства.
Компании-производители можно разделить на 2 группы:
Компании, входящие в состав крупных вертикально-интегрированных холдингов, которые реализуют полный цикл производства и имеют собственную сырьевую базу. Крупнейшие из них АО «Архбум», ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░.
Компании, специализирующиеся непосредственно на производстве различных видов упаковки из гофрированного картона, закупающие сырье (тарный картон или гофрированный картон) у его производителей. Крупнейшие из них ООО «Ново Пакаджинг ББ», ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░.
Основные производственные мощности по выпуску тары из гофрокартона в России также расположены в Центральном и ░░░░░░ федеральном округе. Суммарно на эти округа в 2021 году приходилось порядка ░░░% от общего объема производства тары из гофрированного картона в России. Около ░░░% приходится на ░░░░░░ ФО, около ░░░% на ░░░░░░░░░ и ░░░░░░ ФО.
Импорт и экспорт на рынке
Доля экспорта в общем объёме рынка на период с 2019 по 2021 год не превышает ░░░%, а доля импорта ░░░%. Эти факторы свидетельствует об ориентированности отрасли на закрытие потребностей внутреннего рынка.
Прирост объёма рынка на изучаемом периоде в 10% обеспечивается за счёт наращивания доли продукции и сокращению импорта на ░░░% и наращиванию экспорта на ░░░%.
Потребление
Несмотря на рост производства, потребление гофроупаковки в России существенно ниже показателей стран ЕС (импорт и экспорт гофротары влияния на российский рынок не оказывают).
Так, в 2017 году потребление гофроупаковки в ЕС составило ░░░ кг на человека в год, в России – ░░░ кг. За последние годы эта разница сократилась, при этом имеющийся значительный разрыв между потреблением гофроупаковки в России и странах ЕС создает предпосылки для роста рынка в направлении достижения уровня потребления европейских стран.
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на апрель 2022 года в подотрасли «Целлюлоза, бумага и картон» на активной стадии реализуются ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").
Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Сегежа (░░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░░░░ (░░░%) и ░░░░░░░░░ (░░░%).
За период 1997 – 2022, в отрасли «Целлюлоза, бумага и картон», в эксплуатацию было введено ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей.
Тенденции и перспективы рынка
Рынок имеет значительные перспективы развития. Эксперты отрасли прогнозируют рост потребления гофроупаковки в России, в основе прогноза лежат следующие параметры:
- в 2017-2018 году темп роста потребления гофроупаковки составил ░░░%, в 2019 году темп прироста замедлится до ░░░% (в связи с медленным ростом реальных доходов населения);
- в 2020-2022 годах темп прироста составил ░░░% как результат восстановления платежеспособного спроса со стороны населения и роста объемов розничной торговли;
- к 2025 году потребление достигнет отметки в ░░░ млн т, к 2028 году – ░░░ млн т. Таким образом, за 10 лет рынок гофроупаковки должен вырасти в ░░░ раза;
- гофроупаковка является экологически чистой, безопасной, удобной и дешевой упаковкой, появление заменителей маловероятно;
- растет спрос на количество и качество запечатываемых упаковочных материалов.
Благодаря импортозамещению развиваются отечественные пищевые производства, что стимулирует спрос на изделия из картона. На развитие отрасли влияют также:
- дизайн упаковки разрабатывает нейросеть;
- уменьшается себестоимость упаковки;
- развивается электронная коммерция;
- увеличивается количество продуктовых магазинов;
- упаковочные решения всё больше становятся уникальными.
Технологии не стоят на месте, так что бизнес становится ближе к покупателям. Богатый выбор инструментов даёт возможность создать запоминающуюся уникальную тару.
Читайте нас в Telegram