Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок дизельных двигателей высоких мощностей (от 300 кВт) для нефтегазовой отрасли

Сохраняет высокую зависимость от импорта

Смежные рынки: Рынок СПГ, Добыча утилизация и переработка ПНГ (попутного нефтяного газаРынок буровых установокРынок установок гидроразрыва пласта, Рынок буровых насосов, Рынок газопоршневых электростанцийРынок дизельных электростанций

Дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, который работает в режиме самостоятельного воспламенения при контакте со средой. Принцип его работы базируется на самовоспламенении воздушно-топливной смеси, которая подается в камеры сжигания под давлением. Дизельные двигатели применяются для привода стационарных силовых установок — дизель-генераторных электростанций, на рельсовых (тепловозы, дизелевозы, дизель-поезда, автодрезины) и безрельсовых (легковые автомобили, автобусы, грузовики) транспортных средствах, самоходных машинах и механизмах (тракторы, комбайны, асфальтовые катки, скреперы и т. д.), а также в судостроении в качестве главных и вспомогательных двигателей.

Нефтегазовая отрасль промышленности в России является одной из самых развитых, на всех крупных промышленных объектах основным оборудованием выступают двигатели высоких мощностей (от 300 кВт). Дизельные двигатели внутреннего сгорания высоких мощностей внесены в План мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ на период до 2024 года.

Объем и структура рынка

Объем рынка дизельных двигателей мощностью от 300 кВт в 2020 г. составил ░░ ед., что на ░░% больше показателя 2019 г. По оценке на 2021 продажи рассматриваемых видов двигателей увеличилось на ░░% и составило ░░ единиц. В стоимостном выражении рынок также демонстрирует рост, и по оценке на 2021 составил ░░ млрд руб.
Рынок дизельных двигателей (от 300 кВт), ед.

Рынок дизельных двигателей (от 300 кВт), млн. руб

Производство

С 2017 по 2021 год производство высокооборотных дизельных двигателей возросло в ░░ раз, с 12 до ░░ единицы (оценка на 2021 год). В 2020 г. в России было произведено ░░ ед., что на ░░% больше показателя 2019 г. Рост объемов связан с запуском производства ООО «КАМАЗ ВЕЙЧАЙ» в 2020 г. (░░ ед.). г.  увеличить годовой объем производства до ░░ ед.

До 2020 год среди российских производителей в категории высокооборотных дизелей практически единственным производителем был "Ярославский моторный завод" (ЯМЗ), однако после запуска завода «КАМАЗ ВЕЙЧАЙ», компания утратила свои позиции в сегменте высокооборотных дизельных двигателей и продолжает работать на рынке в других сегментах.

Импорт и экспорт на рынке

На рынке дизельных двигателей мощностью от 300 кВт доминируют несколько мировых компаний, таких как Caterpillar (США), Cummins (США), Volvo Penta (Швеция) и ряд других.

Рынок промышленных двигателей является высококонкурентным: ведущие игроки занимают почти 70% мирового рынка. Запуск новых продуктов и расширение производственных мощностей считаются одними из ключевых достижений в этой сфере.

В структуре по производителям двигателей мощностью от 300 кВт, лидирует CATERPILLAR (США) – ░░% всей поставки, на втором месте CUMMINS (США) – ░░%, на третьем ░░ (░░░░░░) – ░░%.

Структура импорта дизельных двигателей (от 300 кВт) по производителям

На трех производителей приходится более ░░% всего объема импортных дизельных двигателей.

Потребление

В нефтегазовой отрасли высокооборотные дизельные двигатели преимущественно применяются в буровых установках и в установках гидравлического разрыва пласта.

Дизельный двигатель является также частью дизельной электростанции, - стационарная или передвижная установка, снабжающая электроэнергией удаленные и труднодоступные объекты.

В среднесрочной перспективе предпосылками спроса на дизельные двигатели является:

  • Потребность в замене буровых установок

По данным участников отрасли, в перспективе до 2030 года накопленный спрос на буровые установки может достигнуть ░░ единиц, причем более ░░% придется на тяжелые установки грузоподъемностью более 300 тонн. Следовательно, возникнет спрос на продукцию где одним из ключевых компонентов является двигатель.

  • Развитие рынка многостадийного гидроразрыва пласта.

При оптимистическом сценарии развития отрасли на сегмент ГРП в 2030 году придется в денежном выражении более ░░% всего нефтесервисного рынка. Превалирующую долю будут занимать операции многостадийного ГРП.

  • Строительство нефтегазовых объектов в удаленных регионах РФ (Арктическая зона).

В 2020 г. вступил в силу Федеральный закон, направленный на создание привлекательных инвестиционных для проектов по добыче углеводородов в Арктической зоне. Данные меры окажут значительный стимулирующий эффект на проекты в Арктике, в том числе на проект «Восток Ойл» компании «Роснефть», который предусматривает создание крупного нефтедобывающего кластера на севере полуострова Таймыр.

Инвестиционные проекты на рынке

По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России в сегменте дизельных двигателей (все виды) на активных стадиях реализации находится 3 инвестиционных проекта.

Инвестиционные проекты в сегменте дизельных двигателей

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Расширение производства дизельных двигателей

ООО «ОБЪЕДИНЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ГРУППА» Ярославская область ░░ млн руб. Предпроектные проработки 2020-2028

Модернизация производства дизельных двигателей

АО «ПЕНЗАДИЗЕЛЬМАШ» Пензенская область ░░ млн руб.

Предпроектные проработки

2022-2023

Модернизация заготовительного производства дизельных двигателей

АО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ"УРАЛВАГОНЗАВОД" ИМ. Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО» Челябинская область ░░ млн руб.

Проектирование

2016-2022

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на март 2022

Тенденции рынка

Ключевыми тенденциями рынка высокооборотных дизельных двигателей для нефтегазовой отрасли являются:

  1. Высокий уровень конкуренции со стороны иностранных компаний
  2. Ориентация на индивидуальные потребности заказчика
  3. Постепенное обновление парка оборудования с дизельными двигателями у ведущих экcплуатантов.

Читайте нас в Telegram