Рынок полиграфических красок
более 80% рынка составляет зарубежная продукцияПолиграфическая (печатная) краска - основной печатный материал, предназначенный для получения изображений на запечатываемой поверхности. Материал представляет собой однородные пластичновязкие пасты или жидкости определенного цвета, состоящие из тонкой стабилизированной дисперсии пигмента (иногда раствора красителя) в связующем веществе.
Динамика и структура рынка полиграфических красок
Объем российского рынка полиграфических материалов по итогам 2019 года составил ░░░ тыс. тонн.
Рынок демонстрирует положительную динамику – за 2018-2019 год рост рынка составил 6,3%.
Основную долю на рынке составляет импорт - ░░ тыс. тонн (доля импорта на рынке 81%). Объем внутреннего производства по итогам 2019 года составил порядка ░░ тыс. тонн, доля экспорта в производстве РФ 13%.
Стоит отметить, что статистические данные об объеме производства полиграфических красок не являются показательными, экспертная оценка специалистов ПКР показывает, что объем российского производства значительно больше. Так, по данным Росстат, объем производства по продукции «краски полиграфические» – около ░ тыс. тонн, по данным ПКР – ░░ тыс. тонн.
Импорт и экспорт полиграфических красок
За исследуемый период с 2018 по 2019 год объем импорта полиграфических красок увеличился на 6%, экспорт вырос чуть больше - на 13%. Общий объем импорта полиграфической краски в 2019 году составил ░░ тыс. тонн, на экспорт было поставлено ░░░ тыс. тонн.
В структуре поставок преобладает продукция из Германии (░░%) и Италии (░░%), импорт консолидирован, всего на топ-5 стран приходится более 60% ввозимого объема лакокрасочных печатных материалов.
Основные участники рынка полиграфической краски в РФ
Основными участниками на рынке полиграфических красок являются компании-производители (полного или промежуточного цикла) и компании-дилеры полиграфической продукции.
Иностранные компании обычно имеют на территории РФ станции смешивания, а не производство полного цикла. Несмотря на наличие таких станций на территории РФ, объемы этих компания не учитываются в объеме российского производства, так как это простейшая доработка продукта, а не полноценное производство. Основные российские производители – это компании Гангут и ░░░░░░░░░░░.
Потребление полиграфических красок
Основными потребителями полиграфических красок выступают полиграфические компании: типографии, производители упаковок с печатью, полиграфические комбинаты, например:
- Болл Беверидж Пэкеджинг – производство алюминиевой упаковки
- Мультифлекс – производство гибкой полимерной упаковки
- Первый Полиграфический Комбинат – типография
- ░░░░░░░ – производство термоусадочной упаковки
- ░░░░░░░░ – декоративная печать
- ░░░░░░░░░ – производство полимерной упаковки
- ░░░░░░░ – производство бумажной упаковки
- ░░░░░░░░ – типография
- ░░░░░░░ – производство алюминиевой и полимерной гибкой упаковки.
Инвестиционные проекты в отрасли
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», по состоянию на октябрь 2020 года, в отрасли производства лакокрасочных материалов и промышленных покрытий, на активных стадиях реализации находится 13 инвестиционных проектов. По рассматриваемому сегменту – полиграфические (печатные) краски реализуется 2 инвестиционных проекта, информация о которых представлена в таблице:
Наиболее крупные инвестиционные проекты в отрасли производства полиграфических красок
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО «ФЛИНТ ГРУПП ВОСТОК» | Калужская область | ░░░ млрд руб. | Подготовка к строительству |
2020-2022 | |
Строительство завода по производству лакокрасочных изделий, в том числе полиграфических красок |
ООО «ТИККУРИЛА» | Ленинградская область | ░░░ млн руб. |
Планирование |
2020-2025 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на октябрь 2020 года
Тенденции рынка
Преимущественную долю (более ░░%) российского рынка печатных красок составляет импорт. Иностранные производители поставляют полиграфические материалы, используемые для печати, либо на локализованные производства, либо для продажи через официальных дилеров. Основная часть ввозимой продукции – печатные краски предпонтонной обработки, то есть компоненты для использования на станциях смешения.
Российские представители рынка полиграфических лакокрасочных материалов считают, что конкурентные позиции зарубежных и российских производителей не равномерны: в России отсутствуют импортные пошлины на печатные краски, что усиливает позицию иностранных компаний.
Еще одной проблемой, которые отмечают российские производители, является вопрос с этанолом. Использование этанола позволяет снизить себестоимость красок (на ░░-░░%). Однако российские производители вынуждены использовать в качестве растворителей н-пропанол и изопропанол, которые проигрывают этанолу по стоимости. При этом полиграфические краски могут быть импортированы из стран с разрешением использования этанола (например, Беларусь),
По итогам экспертных интервью с потребителями печатных красок, на рынке наблюдается тренд перехода на более экологичные виды красок. Отмечено сокращение интереса потребителей к органоразбавляемым краскам и постепенное замещение полиуретановыми красками.
Читайте нас в Telegram