Российский рынок пищевой одноразовой упаковки из полипропилена
доля импорта в общем объеме - менее 1 %Смежные рынки: Рынок полиэтиленовой пленки для упаковки, Рынок силиконизированной (антиадгезионной) бумаги, Рынок гибкой упаковки
Упаковка из полипропилена используется в различных отраслях промышленности. При этом активно развивается направление хранения и транспортировки пищевых продуктов, так как данный материал обеспечивает соответствие необходимым экологическим и техническим стандартам.
По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", сырьевой рынок на сегодняшний день характеризуется доминированием предложения над спросом, особенно заметен этот разрыв между спросом и предложением на ПП-гомо. Емкость внутреннего рынка в 2017 году составила ░░░ млн тонн. Семь продуцентов работали с загрузкой 99%. Импорт в товарообороте за 2017 год составил ░░░ тыс. тонн (35%) или ░░ млрд руб. в стоимостном выражении (42%), экспорт – ░░░ тыс. тонн (65%), что в стоимостном выражении составило почти ░░ млрд руб. (58%).
Особенность структуры товарооборота по видам продукции заключается в том, что экспортируется из России в основном гомопропилен (░░%), импорт в разрезе видов продуктов выглядит более уравновешенным (░░% гомопропилена к ░░% сополимеров).
Спрос со стороны упаковочного сегмента удовлетворяется внутренними производителями на 95%. Сохраняющийся дефицит, восполняемый импортом полипропилена, скорее касается отдельных марок, пленочных, трубных и др. потребляемых в ЖКХ, а также в автомобилестроении и дорожном строительстве, но частично замещение импорта происходит и здесь. Сырье на внутреннем рынке не всегда доступно и по объему, и по стоимости, потому что производители сориентированы на внешние рынки, и формирование цены сырья происходит по импортному паритету. При этом стоимость сырья при экспорте приблизительно на 15-20% ниже внутренней.
Производство в России сегодня
На сегодняшний день данный материал является одним из востребованных упаковочных материалов. На сегмент производства жесткой упаковки приходится около 24% от всего объема производства полипропилена в России.
Согласно данным Росстата, в 2017 году объем производства жесткой полимерной упаковки в России составил ░░ млрд. шт., из них 65% приходится на долю пищевых продуктов и напитков. При этом доля сегмента полипропиленовой упаковки оценивается на уровне ░░ - ░░%.
В целом, игроки российского рынка склонны оценивать долю полипропиленового сырья в данном сегменте ниже общемировых показателей, отмечая, что, во-первых, данный сегмент в России находится в состоянии развития, во-вторых, что различия в уровне использования связаны в том числе в экологическими и техническими стандартами европейских производителей пищевых продуктов, а также с различиями в потреблении (более развитый сегмент еды «навынос», доставки готовой еды, а также продажи ее в супермаркетах). Тем не менее российское производство практически на 100% процентов покрывает потребность российского рынка, доля импорта в общем объеме – менее 1%. Общий объем российского производства жесткой пищевой одноразовой упаковки из полипропилена составляет около ░░ млрд шт.
Обзор производителей
Рынок производителей жесткой пищевой одноразовой упаковки из полипропилена в России сильно сегментирован. По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", основной объем производства (около 80%) приходится на весьма ограниченную группу крупных и средних компаний производителей, в число которых входят международные игроки, локализовавшие производство на территории России, а также крупные и средние российские производители.
К числу ключевых в отрасли можно отнести компанию ООО «Полиэр» (доля в общем объеме сегмента около ░░%), АО «Силд Эйр Каустик» (░░%), ООО «░░░░░░░░░░» (░░%), ООО «░░░░░░░░» (░░%), а также ООО «░░░░░░░░░░░░» (░░%).
Данные компании имеют развитую сеть дистрибуции продукции, а также широкую продуктовую линейку. В их ассортименте представлены не только «традиционные» виды пищевой упаковки: молочные стаканчики, ванночки, ведра для молочной и масложировой продукции и универсальные одноразовые контейнеры, но также продукция сложных конфигураций, лотки под запайку и контейнеры для упаковки с вакуумным наполнением.
Согласно оценкам экспертов отрасли, именно эта продукция вызывает наибольший интерес у потребителей. Одними из наиболее развивающихся на сегодняшний день в этом смысле являются сегмент упаковки мясной продукции, а также сегмент готовой охлажденной еды (прежде всего, выпущенной в заводских условиях и поставляемой в продажу в индивидуальной упаковке).
Полипропиленовая упаковка за счет свойств материала, технологических и дизайнерских качеств обеспечивает необходимые для данных отраслей и специфики продукции решения. Свойства полипропилена и полипропиленовой упаковки являются необходимой частью технологического цикла, так как ее производство зачастую подразумевает процедуры пастеризации, стерилизации, и в ряде случаев доводится до готовности непосредственно в контейнерах.
При этом растет интерес к сложным конструкциям изделий, индивидуальной порционной упаковке, индивидуальной ячеистой структуре дна лотка под форму продукта (например, мясных охлажденных полуфабрикатов, фрикаделек, котлет и тд.), сохраняющей форму продукции при транспортировке.
Читайте нас в Telegram