Рынок профессиональных моющих средств
В 2020 г. 95% рынка - российская продукцияСмежные рынки: Рынок бытовых моющих и чистящих средств, Рынок косметических средств по уходу за кожей лица и тела
Моющие средства представляют собой химические продукты, предназначенные для очищения различных объектов: поверхностей, оборудования, помещений. В зависимости от сферы применения моющие средства подразделяются на бытовые и профессиональные.
Специфическими свойствами профессиональных моющих средств, отличающих их от бытовых, являются более высокая концентрация входящих в средства веществ, большие объемы упаковки, возможность применения в уборочной технике, а также зачастую специализация по типу загрязнений.
Объем и структура рынка
Объем российского рынка профессиональных моющих средств в 2020 г. составил ░░░░ тыс. тонн и ░░░░ млрд рублей. По сравнению с 2019 г. объем рынка увеличился на ░░░% в натуральном выражении и на ░░░% в стоимостном выражении.
По прогнозам экспертов, в период 2021-2025 среднегодовой темп прироста составит ░░░%, при этом к 2025 г. объем рынка профессиональных моющих средств достигнет ░░░░ млрд руб.
Основные продуктовые категории профессиональных моющих средств:
- Общий клининг - продукция для уборки различных помещений: средства для мытья пола и ухода за напольными покрытиями, средства для поломоечных машин, средства для гигиены санузлов и сантехники, ухода за поверхностями из различных материалов, для ухода за интерьером жилых и нежилых помещений, средства для мытья стекол и зеркал
- Кухня - моющие средства для посудомоечной машины и ручного мытья посуды, средства для удаления пригаров и очистки теплового оборудования (пароконвектоматы, грили, плиты и проч.), средства для очистки кофемашин
- Стирка - средства для стирки и ухода за тканями, усиливающие добавки для сильнозагрязненных тканей, профессиональные кондиционеры и отбеливатели
- Дезинфекция – средства для дезинфекции и санитарной обработки поверхностей и оборудования, оказывающие бактерицидное воздействие на микроорганизмы
- Средства для пищевой промышленности - средства для мытья поверхностей и оборудования на предприятиях по производству пищевой продукции (молока и молочной продукции, напитков, переработке мяса и т.д.)
- К прочим профессиональным моющим средствам относятся средства для автомобилей, моющие средства, применяемые в животноводстве, средства для очищения бассейнов.
Производство профессиональных моющих средств в России
Объем российского производства профессиональных моющих средств в 2020 г. составил ░░░░ тыс. тонн на сумму ░░░░ млрд рублей. В 2018-2020 гг. российское производство находится на подъеме, среднегодовой темп прироста за данный период времени в натуральном и стоимостном выражении составляет ░░░% и ░░░% соответственно.
Основные производители на рынке
На рынке присутствует более 30 игроков, и рынок не является консолидированным, 10 компания (представлены в таблице) занимают около ░░░% рынка.
Импорт и экспорт профессиональных моющих средств
Структура импортно-экспортных поставок профессиональных моющих средств в РФ по странам
В 2020 г. общий объем импорта профессиональных моющих средств составил ░░░░ тыс. тонн на сумму более ░░░░ млрд рублей. В 2018-2020 гг. сегмент импортной продукции характеризуется устойчивым ростом как в натуральном, так и в стоимостном выражении: в первом случае среднегодовой темп прироста за указанный период составил ░░░%, во втором – ░░░%.
Ключевыми странами, импортирующими профессиональные моющие средства на российский рынок, являются Германия, Бельгия и Чехия, суммарно поставляющие ░░░% продукции иностранного происхождения. Крупнейшими иностранными производителями являются Ecolab и Diversey, импортировавшие на российский рынок в 2020 г. около трети от общего объема импортных поставок. Стоит отметить, что данные компании также производят профессиональные моющие средства на территории России.
Экспорт профессиональных моющих средств также последние три года демонстрирует положительную динамику, общий объем которого в 2020 г. составил ░░░░ тыс. тонны на сумму ░░░░ млн рублей. Среднегодовой темп прироста в 2018-2020 гг. составил около ░░░% в натуральном выражении и ░░░% - в стоимостном. Ключевыми странами-получателями российской продукции в 2020 г. являются Украина, Узбекистан, Грузия и Молдова, суммарный объем поставок которых составил ░░░%. Крупными экспортерами-производителями являются «ПК Вортекс», «ТД Грасс», «ПК Ижсинтез-Химпром» и «НПФ Геникс».
Потребление
Основными группами потребителей профессиональных моющих средств являются:
- Клининговые компании - компании, предоставляющие услуги по уборке различных помещений и зданий
- HORECA - гостиницы, отели, рестораны, кафе, организации общественного питания
- Коммерческие объекты - торгово-развлекательные центры, ритейл, офисы
- Государственные организации - медицинские, образовательные, административные и иные организации
- Промышленные предприятия - предприятия, занимающиеся производством продукции и изделий различного вида
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», по состоянию на июнь 2021 г., в отрасли производства профессиональных моющих средств на активной стадии реализации находится 1 инвестиционный проект по расширению производства профессиональной и бытовой химии в Волгограде. К 2025 г. компания «ТД Грасс» планирует нарастить производственные мощности и увеличить выпуск продукции с ░░░░ до ░░░░ тыс. тонн готовой продукции в год. В 2020 г. компания получила одобрение займа от ФРП. Общий объем инвестиций составляет порядка ░░░░ млн рублей.
Тенденции рынка
Рынок профессиональных моющих средств является высококонкурентным, его формируют российские и иностранные производители, при этом среди последних есть компании, которые наряду с поставками импортной продукции имеют локализованное производство в России, к таким производителям относятся Ecolab, Diversey и KiiltoClean.
Рынок продукции можно охарактеризовать как среднеконсолидированный: наряду с несколькими лидирующими производителями, представленными во всех основных продуктовых категориях и предлагающими продукцию основным группам потребителей, на рынке также присутствует множество компаний среднего и малого размера, ориентированных на отдельные сегменты рынка.
В данных условиях конкурентное преимущество получают компании, способные предложить комплексное обслуживание потребностей, включающее в себя продукцию, оборудование и средства, а также сервисное обслуживание в сфере профессионального клининга.
Тяжелая санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране в 2020 г., вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, спровоцировала резкий рост спроса на дезинфицирующие моющие средства, что также способствовало увеличению доли государственных организаций в общей структуре потребления продукции более чем в два раза, по сравнению с предыдущим годом.
На фоне повышения требований к чистоте и дезинфекции помещений прогнозируется дальнейшее развитие рынка профессиональных моющих средств, в частности, ожидается рост объемов производства моющих средств для общего клининга, кухни, стирки, реализуемых для сегментов HORECA и коммерческих объектов, вызванный отложенным спросом на продукцию в связи с временным приостановлением деятельности соответствующих предприятий в период пандемии.
Читайте нас в Telegram