Рынок автомобильных шин
рост импорта опережает экспортСмежные рынки: Рынок автомобильных аккумуляторов, Производители и анализ рынка резиновой крошки в России, Рынок глушителей для легковых автомобилей, Рынок шинного корда
Производство в РФ
Шинная промышленность – один из наиболее развитых сегментов мировой экономики. Основным драйвером развития рынка шин является рост парка автомобильного транспорта. За последние 10 лет парк транспортных средств в России вырос на 33%: с ░ млн единиц в 2009 г. до ░ млн штук в 2019 г. Это говорит о том, что рынок шин имеет меньшую волатильность в сравнении с автомобильным производством, так как шины необходимы как для производства новых автомобилей, так и для обслуживания существующего парка, соответственно, развитие рынка шин является более устойчивым и поступательным.
Всего российские заводы по итогам 2019 года произвели ░ млн автомобильных шин, в том числе ░ млн легковых. Общий объем производства шин в России в период 2015-2018 гг. рос со средним темпом 8% в год. В 2019 году этот тренд прервался со снижением объема производства на 11%, впервые за последние пять лет, столкнувшись со снижающимся спросом.
Объем рынка автомобильных шин в России с 2014г. вырос на 14% и по итогам 2019 г. составил ░░░ млн шт. Около 50% российского рынка автомобильных шин приходится на внутреннее производство (в том числе иностранных производителей, локализованных в России) и, соответственно, 50% на рынке занимает импортируемая продукция. Одновременно также порядка 50% произведенных в России шин экспортируется.
Импорт автомобильных шин
В 2019 г. в Россию было импортировано ░░░ млн шин (рост на 5,8% по сравнению с 2018 г.), однако не менее ░░░ млн из них могут производиться в России (на основе данных о производственных мощностях крупнейших заводов).
Процесс локализации производства шин на территории России запущен основными мировыми производителями, при этом российский рынок шин по-прежнему характеризуется высокой долей импортной продукции, доходящей до 50%, что говорит о значительном потенциале к импортозамещению и росту внутреннего производства.
Экспорт автомобильных шин
Экспорт автомобильных шин примерно равен импорту ввиду того, что для компаний с иностранным участием основные рынки сбыта – дальнее зарубежье. Например, завод ░░░░ изначально был построен для экспорта продукции: его производственные мощности составляют ░░ млн шин, 70% из которых приходится на зарубежные рынки. Всего по итогам 2019 г. из России было экспортировано ░░░ млн шин, что на 2% ниже по сравнению с 2018 г.
На фоне роста выпуска продукции российские шинные компании в последние годы сформировали собственные сбытовые сети за рубежом, поэтому дальнейшее увеличение российского производства во многом также будет зависеть от конъюнктуры зарубежных рынков.
Обзор производителей
Крупнейшие российские предприятия шинной отрасли – это ОАО «Нижнекамскшина» и АО «Кордиант», а компании ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ –международные игроки, мировые лидеры шинного рынка, частично локализовавшие в России производство, и также продолжающие импортные поставки.
Наиболее крупными производителями шин для легковых автомобилей в России являются ░░░░, «Нижнекамскшина» и Cordiant. На долю этих трех производителей приходится чуть менее 70% производства. В целом, если в сегменте шин для легковых автомобилей преимущественно представлены зарубежные компании, то шины для грузовых автомобилей и спецтехники производятся в основном российскими поставщиками: почти ░░░░░% производства приходится на «Нижнекамскшина», Cordiant и «Нортек».
Инвестиционные проекты в отрасли
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в сфере производства автомобильных шин по состоянию на апрель 2020 года, в активной стадии находится 2 проекта, введены в эксплуатацию с 2015 года – 5.
Наиболее крупные инвестиционные проекты в отрасли автомобильных шин
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО «Глобал ЭКО» | Кемеровская область | ░░░ млн руб. | Предпроектные проработки |
2019-2021 | |
ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» |
Республика Татарстан | ░░░ млн руб. |
Предпроектные |
2020-2022 | |
ОАО «Белшина» | Республика Беларусь | ░░░ млн руб. |
Строительство |
2019-2023 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на март 2020 года
Читайте нас в Telegram