Рынок клееного бруса
на 99% импорт домов из клееных материалов имеет финское происхождениеСмежные рынки: Рынок ЖБИ (железобетонных изделий), Рынок автоклавного газобетона, Рынок кирпича, Рынок бумажно-слоистых пластиков, Рынок клееного мебельного щита
Технология строительства загородных домов из клееного бруса получила широкое распространение сравнительно недавно. Первыми в России клееный брус использовали финские компании, поставлявшие его на российский рынок через представителей. На сегодняшний день на российском рынке имеется значительное количество компаний, производящих качественную продукцию из клееного бруса, соответствующих европейским стандартам качества.
При строительстве дома застройщики обычно отдают предпочтение деревьям хвойных пород, таким как ель и сосна.
В настоящее время клееный брус активно используется при строительстве объектов коммерческого назначения, однако, требования к объектам в данном сегменте рынка привели к возникновению подвида клееного бруса – большепролетных клееных конструкций.
Производство, импорт и экспорт клееного бруса
Согласно оценке специалистов ПКР, в деревянном домостроении в РФ на возведение домов из клееного бруса приходится доля порядка 35%.
В 2014 году в России было возведено 8 млн кв. м жилой недвижимости в сегменте ИЖС из дерева.
Объем производства клееного бруса России в 2014 году оценивался в 2,8 млн кв. м или 560 тыс. куб. м бруса, объем импорта незначительный – около 20 тыс. куб. м (3,5% потребления).
Последние несколько лет объем импортных поставок снижается. Достаточное количество иностранных игроков ежегодно уходят с рынка (Euro Loghouses, Honkamajat, Vuokatti, Finnlog). В то же время в 2014 году на рынок вышли несколько новых производителей – Ollikaisen, Lameco-Rantasalmi, Punahonka, Elk, Luontotalo.
Лидером в объеме импорта остается компания HONKA, укрепившая свои позиции на рынке. Также к крупнейшим игрокам рынка по доле импорта можно отнести компании Honkatalot, Mammuttihirsi, JM Haus.
Отметим, что на 99% импорт домов из клееных материалов имеет финское происхождение.
Технологии производства
Производство клееного бруса включает в себя следующие этапы:
- Распиловка. Бревна распиливаются на отдельные доски.
- Сушка обрезной доски. После распиловки и сортировки доски просушиваются до уровня влажности от 14 до 10% в течение 7-10 дней.
- Калибровка заготовок. Доски строгают и устраняют неровности.
- Торцовка. Вырезаются различные пороки древесины.
- Сращивание заготовок по длине. Получение ламели. Доски сращиваются в ламели длиной 6-12 метров на специальный мини-шип. Ламели становятся основой при последующем производстве клееного бруса.
- Калибрование ламелей. Доски поступают в строгальный станок, который задает им необходимые размеры по ширине и высоте, а также качество и форму поверхности.
- Склеивание бруса. Готовые ламели с нанесенным на них клеем укладываются в специальный пресс и выдерживаются под давлением.
- Строгание заготовки. Выполняется калибрование заготовок и формирование необходимого профиля стенового элемента.
- Покрытие защитными составами. Изделия покрываются специальным защитным составом.
- Торцовка заготовки, зарезка угловых соединений и сверление технологических отверстий. Заготовки торцуются в размер соответствия параметрам необходимого стенового элемента. После установки и фиксации бруса механическими или пневматическими прижимами происходит четырехсторонняя зарезка углового соединения. Затем происходит сверление необходимых технологических отверстий для электропроводки.
Обзор производителей
На рынке России действует более 200 компаний, производящих домокомплекты из клееного бруса. Конкуренция на рынке клееного бруса более всего ощущается в среднеценовом сегменте.
Наиболее активными игроками рынка считают следующие компании: Good Wood, IZBA De Luxe, «Русский Запад», Honka, Ecohouse Group, ООО «Зодчий».
Наибольшую конкуренцию оказывают компании, строящие дома из отечественного бруса.
Из импортного материала в основном возводят дома в премиум сегменте и сегменте люкс.
Что касается финских компаний, то они не рассматриваются отечественными производителями, как прямые конкуренты. Крупные финские компании сосредоточены на работе в элитном сегменте. В связи с тем, что их продукция и услуги слишком дорогие, сильной конкуренции российским компаниям они не составляют.
Клееный брус: инвестиции и проекты
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в России в 2015 году в отрасли деревообработки и производства клееного бруса реализовывались следующие инвестиционные проекты:
- ООО «Азимут», создание лесоперерабатывающего производства в республике Коми, объем инвестиций 560 млн руб., производство клееного бруса, сухи пиломатериалов, погонажных изделий, мебельного щита;
- ООО «Костомукшская строительная компания», организация заготовки леса и его переработки, объем инвестиций – 480 млн руб., производство клееного бруса, деталей домов, строганных изделий;
- ООО «Уфимский фанерный комбинат», лесоперерабатывающий комплекс, объем инвестиций 310 млн руб., производство клееного бруса, большеформатной фанеры, погонажных изделий, мебельного щита.
Перспективы развития рынка в России
Последние несколько лет на рынке клееного бруса наблюдается стабильный рост на уровне 7-10% в год.
Основная доля домов из импортного клееного бруса реализуется в сегменте премиум, средний и низший ценовой сегмент наполнен товарами отечественных производителей.
Из тенденций эксперты отмечают уменьшение средней площади заказываемого дома. Деревянное домостроение все больше ориентируется в сторону готовых архитектурных и технологических решений, а также решений теплого и умного дома.
Отмечается снижение строительства домов дачного типа и, увеличение доли строительства домов для постоянного проживания (т.н. зимних круглогодичных домов).
Сегодня технология клееного бруса перестала быть «элитной» и перешла в разряд обычного, массового домостроения.
Ключевые характеристики, на которые ориентируется покупатель, традиционные – цена и качество материалов. В среднеценовом сегменте и ниже среднего часто покупатель заказывает типовой проект с последующей доработкой. У небольших операторов рынка в объеме сбыта лидируют индивидуальные проекты, это же утверждение относится и компаниям, возводящим дома в высокой ценовой категории.
Читайте нас в Telegram